Пятибалльная система оценивания может быть неэффективна для современных тестов по нескольким причинам:
- Ориентированность на фиксацию недостатков. 1 В пятибалльной системе внимание концентрируется не на достижениях, а на фиксации ошибок. 1
- Низкая информативность отметки. 1 Переход от качественной, содержательной оценки к отметке сопровождается потерей информации. 1 Например, одна и та же итоговая отметка может сложиться в результате совершенно различных учебных ситуаций. 1
- Невозможность учёта прогресса. 4 Пятибалльная система не отражает динамику успеваемости. 3 Например, если ученик сделает 20 ошибок в диктанте, он получит «2». 4 На пересдаче он напишет его значительно лучше и допустит всего 8 ошибок, но ему всё равно поставят «неуд». 4
- Отсутствие учёта учебной активности. 3 В пятибалльной системе практически не учитывается участие в дискуссиях, выполнение дополнительных заданий, инициативность, работа в группе, проявление интереса к предмету. 3
- Влияние плохих отметок. 1 Плохие оценки сильно влияют на средний балл, понижая его, порой необратимо. 1
Некоторые эксперты считают, что пятибалльная система перестала удовлетворять потребностям современного общества. 5 Они предлагают альтернативные подходы, например, интегральную оценку, которая учитывает не только результаты учебной деятельности, но и другие аспекты, такие как посещаемость, внеучебная деятельность, динамика успеваемости. 3