П. Я. Гальперин рассматривал внимание как феноменальное проявление работы высшего уровня организации деятельности, потому что считал внимание вариантом ориентировочной деятельности. 5
Учёный полагал, что любое действие, моторное или психологическое, требует ориентировки в пространстве и последующего выполнения. 5 Внимание, по его мнению, представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. 34
При этом важнейшей функцией внимания, по Гальперину, является контроль содержания психики, которое состоит из получаемых образов. 5 При этом, в отличие от других психологических действий, у внимания нет конечного продукта. 5
Свою теоретическую позицию П. Я. Гальперин резюмировал так: «Не всякий контроль есть внимание (оно должно быть интериоризированно, обобщено и сжато), но всякое внимание есть контроль». 1