Смешение идеальных и реальных целей в педагогике происходит из-за разрыва субъектов определения и субъектов реализации педагогической цели. 1 Это приводит к противопоставлению и параллельному существованию идеальных и реальных целей. 1
Идеальная цель носит заданный характер и является субъективной. 4 Она отражает идеал воспитания и тот образ итогов воспитательного процесса, который считается необходимым и единственно возможным для блага отдельной личности и социума в целом. 4
Реальная цель всегда персонифицирована и относится к конкретному ученику. 2 В ней отражаются те изменения в развитии, обученности и воспитанности, которые хотят получить в каждом конкретном ученике за определённое время. 2
Таким образом, идеальная цель приобретает декоративную функцию, декларируется и становится целью-мифом, а реальная цель оказывается скрытой и слабо осознаваемой даже теми, кто её осуществляет. 1