Некоторые причины смещения учебной мотивации в первом полугодии:
- Не учитываются возрастные особенности развития детей. 1 Например, чтобы было хорошее внимание, у ребёнка должны быть сформированы механизмы произвольной регуляции деятельности. 1 Эти механизмы полностью формируются к 9 годам. 1
- Интенсивность подачи материала слишком высока, темп деятельности непосильно быстрый. 1 Все дети с разной скоростью осваивают учёбу, и это абсолютно нормально. 1
- Не учитывается возрастная необходимость многократного повторения материала. 1 Рекомендуется повторять пройденное вместе с ребёнком — такая практика однозначно пойдёт на пользу. 1
- Ребёнок работает на пределе своих возможностей. 1 В таком случае нужно включать щадящий режим: лучше чуть-чуть недогрузить, чем перегрузить. 1
- Выученная беспомощность. 4 Нередко учебную мотивацию «убивают» потеря веры в себя, уверенности в своих силах, страх неудачи, которые появляются после серии ошибок, неверных решений, плохих оценок. 4
- Ухудшение отношений с одноклассниками. 4 Взаимоотношения с одноклассниками играют важную роль в жизни ребёнка, и если они нарушаются, это способно серьёзно снизить и учебную мотивацию в целом. 4
- Неблагополучие в семье. 4 Дети всегда чутко реагируют на всё, что происходит дома. 4 Выяснения отношений, скандалы между родителями могут настолько выбивать ребёнка из колеи, отнимать столько энергии, что о какой-то учебной мотивации говорить уже не приходится. 4
- Отсутствие чёткой, понятной ребёнку организации его жизни. 4 Постоянные изменения привычного распорядка, неожиданно возникающие дела не позволяют планировать, создают хаос и авралы. 4 Ребёнок не знает, «за что хвататься», что потребуется в следующий момент, а что затем. 4
Чтобы предотвратить смещение учебной мотивации, важно поддерживать интерес и мотивацию ребёнка, прививать позитивное отношение к познанию. 5 Метод «кнута» здесь малоэффективен и даже скорее вреден. 5