Потеря устойчивости сжатого стержня происходит внезапно, потому что при достижении сжимающей силой критической величины прямолинейная форма равновесия длинного стержня оказывается неустойчивой. 13
При превышении этой критической силы стержень начинает интенсивно искривляться (выпучиваться). 1 При этом новым равновесным состоянием упругого длинного стержня становится криволинейная форма. 1
Особая опасность потери устойчивости заключается в том, что она происходит внезапно и при низких значениях напряжений, когда прочность материала ещё далеко не исчерпана. 1 С момента наступления критического состояния до момента разрушения деформации системы нарастают крайне быстро, и практически нет времени принять меры по предотвращению грозящей катастрофы. 1
Критическая нагрузка, вызывающая потерю устойчивости сжатого стержня, зависит от его геометрических параметров, свойств материала и условий закрепления. 2