Подход А. С. Макаренко к образованию считается новаторским для своего времени по нескольким причинам:
- Идея о формировании личности в коллективе. dzen.ru Работа и жизнь в коллективе способствовали развитию дисциплины, ответственности и взаимопомощи. dzen.ru При этом коллектив должен был быть сложной структурой с определённой системой ролей и обязанностей. dzen.ru
- Важнейший элемент воспитательного процесса — труд. dzen.ru Он не только обеспечивал подростков навыками, необходимыми для взрослой жизни, но и воспитывал в них дисциплину и уважение к коллективу. dzen.ru
- Сочетание высоких требований к подопечным с уважением к ним и верой в их потенциал. dzen.ru Педагог полагал, что высокая планка способна стимулировать воспитанников к развитию и самосовершенствованию. dzen.ru
- Метод перспективных линий. dzen.ru Он заключался в создании перспективных целей для воспитанников — как краткосрочных, так и долгосрочных. dzen.ru Эти цели должны были быть достижимыми, но в то же время амбициозными, чтобы стимулировать развитие. dzen.ru
Кроме того, Макаренко строил свою деятельность на знании и использовании психологических особенностей подросткового и юношеского возраста, что также способствовало продуктивности и долголетию его идей. science-education.ru