Письмо считается одним из сложных видов речевой деятельности по нескольким причинам:
- Многоуровневая структура. 1 Процесс письма включает в себя несколько компонентов: звуковой анализ слова, соотнесение звука с буквой, перешифровка зрительного представления буквы в графические начертания и другие. 1
- Необходимость в разных видах восприятия. 12 В письме задействованы зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкая моторика руки, оперативная память. 12
- Осознанность процесса. 2 В отличие от устной речи, письмо развивается с фонемного анализа слова и является осознанной деятельностью. 2
- Наличие дополнительных уровней. 4 В письменной речи есть фонематический уровень (поиск и противопоставление звуков, кодирование их в буквы и т. д.), лексический уровень (подбор слов и поиск подходящих выражений) и синтаксический уровень (сознательное построение фразы с учётом правил грамматики и синтаксиса). 4
- Отсутствие некоторых средств, характерных для устной речи. 4 В письменной речи нет жестов, мимики, интонации и пауз, которые играют роль смысловых маркеров в устной речи. 4
Таким образом, письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, так как «надстраивается» над существующей системой устной речи и включает в себя ряд процессов, которые отсутствуют в устной речи. 24