Педагогическую науку считают самой противоречивой среди социальных дисциплин по нескольким причинам:
- Сложность и многоплановость педагогических процессов. 3 Это требует от исследователя упрощения и выделения только основных аспектов, связанных с достижением поставленных целей. 3
- Недостаточная изученность системных свойств педагогической системы. 3 Это касается взаимодействия её элементов и противоречий, возникающих между ними в процессе развития. 3
- Глобальные изменения в общественной жизни. 1 Зарождение новых отношений и требований к обучаемым делает невозможным создание неизменной стандартной целостной педагогической системы. 1
- Отсутствие точных методов и стандартов в воспитании. 4 Все дети уникальны, и невозможно подобрать стандарт в воспитании каждого ребёнка. 4
При этом противоречия в педагогической науке считаются движущими силами педагогического процесса. 1 Разрешение противоречий ведёт к формированию личности, способной ориентироваться в современной стремительно изменяющейся социально-экономической ситуации. 1