Педагогический процесс считается стихийным и независимым от воли человека, потому что он определяется объективными закономерностями, которые отражают независимую от воли субъекта действительность. 2 Это устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между процессом воспитания и действительностью, которые обладают общими свойствами при любых конкретных обстоятельствах. 2
Например, к таким закономерностям относятся внутренние противоречия педагогического процесса, которые возникают и существуют независимо от воли и сознания отдельных людей. 3 Главным внутренним объективным противоречием считается постоянно возникающее несоответствие между активно-деятельной природной сущностью ребёнка и преобразующими её проявления жизненными условиями. 3
Также стихийным называют естественный процесс образования, в результате которого человек спонтанно осваивает сведения и факты. 1