Педагогическая система А. С. Макаренко считается одной из самых эффективных в истории педагогики по нескольким причинам:
- Направленность на интеграцию воспитания и образования с трудовой деятельностью. 1 Участие в производственном труде меняло социальный статус и самосознание подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. 1
- Ведущая роль воспитательного коллектива. 1 Взаимодействие членов коллектива служило благоприятной средой для развития личности. 1 Коллектив помогал подростку адаптироваться в социуме, почувствовать себя его частью. 1
- Демократичность системы. 1 Педагог выступал за создание комфортного психологического климата в коллективе, который давал каждому ребёнку ощущение защищённости и чувство радости. 1
- Главная задача педагога — содействовать развитию ребёнка. 2 Стимулировать верное направление этого развития, чтобы раскрыть силы и способности каждой детской личности. 2
Кроме того, идеи Макаренко актуальны для решения многих современных педагогических проблем: общественное и семейное воспитание, воспитание и перевоспитание, коллектив и личность, педагогическое мастерство и подготовка педагогов, управление и самоуправление. 2