Пассионарную теорию этногенеза Л. Н. Гумилёва относят к квазинауке из-за необоснованности её теоретических положений и вольного обращения автора с историческим материалом. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru
Некоторые критики указывают на следующие недостатки концепции:
- Отсутствие объективного и верифицируемого критерия новизны этноса. ru.wikipedia.org Это делает гипотезу Гумилёва несовместимой с требованиями естествознания. ru.wikipedia.org
- Методологическая слабость опоры на данные естественных наук. ru.ruwiki.ru Например, служащую основой этноса «геобиохимическую энергию живого вещества» невозможно соотнести ни с одним видом энергии, известным естествознанию. ru.ruwiki.ru
- Отсутствие доказательств. www.forbes.ru Гумилёв не подкреплял свои рассуждения статистикой или другими исследованиями. www.forbes.ru
- Вольная интерпретация источников. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru Некоторые учёные отмечают, что автор демонстрировал незнание источников и производил их вольную трактовку. ru.ruwiki.ru
В результате концепция Гумилёва не получила признания среди историков и этнологов и подверглась жёсткой критике. ru.wikipedia.org ru.ruwiki.ru