Несколько причин возникновения парадоксов в научных исследованиях:
- Упрощение объекта теории. 1 Исследователи не принимают во внимание некоторые характеристики объекта, считая их слишком малыми и незначительными. 1 Однако новые задачи ставят перед знанием такие проблемы, ответы на которые вступают в противоречие с другими утверждениями об объекте. 1
- Неточность элементов теории. 1 При использовании понятий, законов или других утверждений для решения определённых задач могут быть получены результаты, которые вступают в конфликт с данными эмпирических исследований. 1
- Ошибки экспериментов или наблюдений. 2 Неточности в их проведении, использование разных по степени совершенства способов и средств исследования. 2
- Неучитывание каких-либо свойств, факторов или условий. 2 Вследствие этого возникают противоречащие друг другу утверждения. 2
При этом парадоксы могут иметь и положительное значение: они помогают выявить дефекты знаний и стимулируют развитие науки. 13