Отметка не является главным критерием в гуманистической парадигме образования, потому что главная цель такой парадигмы — развитие личности. 14 В центре образовательных отношений оказывается человек, его духовное развитие, формирование нравственных и волевых качеств, творческих способностей. 4
Главным критерием гуманистичности образования в этой парадигме становятся реальные возможности и условия, которые система образования предоставляет для становления каждого отдельного человека уникальным и индивидуально неповторимым существом. 1
Кроме того, отсутствие отметок создаёт для ребёнка нормальные условия для полноценной реализации своих возможностей и потребностей, позволяет ему открыто говорить о своих ошибках и определять качество знаний самостоятельно. 3
Таким образом, в гуманистической парадигме образования акцент делается на внутреннем развитии личности, а не на внешних оценках и нормативах. 12