Некоторые причины, по которым определённые числа могут вызывать затруднения при вычислениях:
- Недостаточное овладение вычислительными навыками. 1 Если навык основан на заучивании определённых числовых результатов и если он недостаточно закреплён, то ошибочный ответ бывает различен, а иногда может чередоваться и с правильным ответом. 1
- Недостаточный анализ решаемого примера. 2 При вычислениях ученики могут больше обращать внимание на числа, чем на знак действия. 2
- Использование нерациональных приёмов. 12 Например, при сложении в случаях вида 3+6 ученики вместо приёма перестановки слагаемых используют приём присчитывания по единице и часто забывают, сколько единиц они уже прибавили, и сколько осталось прибавить. 2
- Запись или называние вместо результата одного из компонентов. 2 Такие ошибки возникают преимущественно по невнимательности. 2
- Неверный результат вследствие пропуска операций, входящих в приём, или выполнение лишних операций. 12
Также затруднения при вычислениях могут возникать из-за особенностей работы компьютеров, которые могут оперировать вещественными числами только до определённой точности. 3 Например, рациональные числа, знаменатель которых не является степенью двойки, не могут быть выражены точно. 5