Создание единой универсальной системы критериев оценки воспитанности невозможно по нескольким причинам:
- Многообразие качеств личности. 24 Критерии обычно разрабатываются не для определения всех качеств личности, а лишь для отдельных — нравственных, трудовых, эстетических и т. д.. 12
- Различия в целях и задачах воспитательного процесса. 24 Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания. 2
- Разнообразие типов общеобразовательных школ. 3 Выпускники разных школ могут и должны отличаться друг от друга. 3 Поэтому каждое учебное заведение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе. 3
- Сложность учёта результатов воспитания. 2 Воспитание — процесс противоречивый и длительный, результаты воспитания нередко имеют отдалённый характер, и учитывать их трудно. 2
Таким образом, нецелесообразно устанавливать единые критерии эффективности воспитательного процесса для всех школ и коллективов. 5 Критерии могут разрабатываться участниками процесса с учётом целей и задач проводимой работы. 5