Непроизвольная память считается основным типом памяти в младшем возрасте, потому что ребёнок ещё не может поставить перед собой цель запомнить или вспомнить что-либо и не владеет специальными способами запоминания. 12
Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребёнка, в процессе деятельности и зависят от её характера. 14 Ребёнок запоминает то, на что было направлено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. 14
Кроме того, непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определённым материалом, до конца дошкольного возраста значительно более продуктивно, чем произвольное запоминание того же материала. 1
Также непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным: если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребёнка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. 1