Сочетание словесных, наглядных и практических форм в воспитании необходимо по нескольким причинам:
- Повышение эффективности обучения. 2 Усвоение знаний и умений происходит, когда человек совершает полный цикл познавательных действий: воспринимает материал, осмысляет его, запоминает и применяет на практике. 2
- Развитие разных форм мышления. 4 Например, мышление дошкольников преимущественно наглядно-действенное и наглядно-образное. 4 Поэтому объяснение нужно подкреплять наглядностью и подбирать практические задания с раздаточным материалом. 4
- Воздействие на разные аспекты восприятия. 1 В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только рассказать — необходимо показать сами предметы или их изображение. 1 По мере накопления детьми опыта объём наглядного материала может сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преимущественно в словесной форме. 1
- Учет индивидуальных особенностей. 5 В зависимости от задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание этих форм. 5
Таким образом, сочетание словесных, наглядных и практических форм в воспитании позволяет достичь более высоких результатов обучения и учесть разные аспекты восприятия информации.