Несколько причин, по которым некоторые словарные слова могут вызывать затруднения у учащихся:
- Изолированность работы над непроверяемыми безударными гласными. 14 Написание таких гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение — обнаруживать гласный в слабой позиции, то есть в безударном положении. 1
- Пассивная роль ученика при знакомстве со словарными словами. 14 Как правило, учитель сам предъявляет и анализирует слово, а ученику предлагается лишь списать и заучить его. 1
- Отсутствие понимания лексического значения слова. 2 Чем лучше ученик поймёт лексическое значение слова, тем легче ему будет ввести это слово в активный словарь и пользоваться им в устной и письменной речи. 2
- Придумывание учащимися своих объяснений некоторым словам. 2 Это происходит, когда ученик не знает подлинного значения слова, его рассуждения опираются на предположениях. 2
Для облегчения усвоения словарных слов рекомендуется начинать их изучение со знакомства с историей слова, установления его происхождения. 2 Также можно использовать мнемонические приёмы: стихи, рассказы, рисунки, ребусы, которые помогают детям запомнить трудное слово, вызывая определённые ассоциации. 1