Некоторые музыкальные созвучия переходят из категории диссонансов в консонансы из-за изменения восприятия этих созвучий на протяжении истории музыкальной практики. 5
Сначала диссонансы закреплялись как самостоятельные созвучия. 5 Затем, благодаря длительности и частоте использования, многие из диссонансов становились настолько привычными, что их диссонантность заметно смягчалась. 5
Например, доминантсептаккорд, который в средние века считался «дьяволом в музыке», за последние три века получил широкое распространение. 5 Его диссонантность стала мало заметной, привычной, лишилась той остроты, какую имела в пору появления в музыке этого аккорда. 5
Также важную роль играет тональная определённость: то, что является консонансом в одной тональности, в другой диссонирует, пока не закрепится новая тоника. 3
При этом граница между консонансом и диссонансом условна, и ни тот, ни другой не являются абсолютными, «физическими» данностями. 24