Некоторые исследователи считают, что ментальные вычисления могут вредить логическому мышлению, потому что ученики механически заучивают алгоритмы без понимания того, что за ними стоит. 12
В результате у детей, занимающихся ментальной арифметикой, могут возникать проблемы с текстовыми задачами. 12 Они не понимают, что нужно сначала разобраться в задаче, а потом с ней работать. 1 Ученики просто вычленяют из текста числа, преобразуют их и дают ответ. 12
Также есть мнение, что привычка быстро считать перерастает у детей в небрежную поспешность, которая увеличивает ошибки в тестах. 3
Однако стоит учитывать, что прочной доказательной базы у метода ментальной арифметики нет. 3 Многие исследователи делают обобщённые выводы и смелые гипотезы, но пока наука не нашла чёткой связи между занятиями ментальной арифметикой и стабильным развитием мозга или академическим успехом. 3