Некоторые глаголы могут иметь разные переходные значения в зависимости от контекста, потому что переходность тесно связана с характеристикой речевой ситуации и выраженными в ней субъектно-объектными отношениями. 2
При определении глагола как переходного не всегда учитывается только один параметр, например наличие прямого дополнения. 2 Необходима оценка всей речевой ситуации в целом. 2
Некоторые примеры:
- Глагол «писать». 5 Если говорить «писать сочинение» — это переходный глагол, а в выражении «писать на холсте» он уже будет непереходным. 5
- Глагол «знать». 4 Может быть переходным, если использовать его в контексте знания факта или информации, и непереходным, если использовать в контексте знакомства с человеком. 4
- Глагол «читать». 4 Может быть переходным, если его использовать в контексте чтения книги, и непереходным, если использовать его в контексте процесса чтения: «Я читаю каждый день». 4