Научные революции можно назвать точками бифуркации в развитии знания, потому что в кризисном состоянии прежний закономерный эволюционный путь развития системы разветвляется на несколько дискретных переходов в качественно новые состояния. 2
В точке бифуркации возникают новые возможности для развития, и одна из таких возможностей способна реализовать себя в реальности. 4 Научное знание стартует, а затем продолжает своё развитие по избранному пути, пока не достигнет следующей точки бифуркации. 4
Некоторые другие причины, по которым научные революции можно рассматривать как точки бифуркации:
- Возникает новое понимание соотношения случайного и закономерного в развитии. 2 Случайным оказывается только то, что происходит в критической ситуации, сопровождаемой переходом системы в качественно новое состояние. 2
- Разветвление путей развития и случайность «выбора» продолжения делают невозможным точное предсказание будущего системы на основании существовавших до перехода тенденций развития. 2
- В предреволюционный период научное знание начинает распадаться на множество школ и направлений. 4 Разнообразие подходов, школ и направлений движения интеллектуальной мысли в точках бифуркации даёт возможность альтернативного выбора путей дальнейшего развития. 4