На современном этапе развития педагогики подходы к определению стадий развития коллектива отличаются от теории А. С. Макаренко, потому что учёные рассматривают коллектив не только как инструмент воспитания, но и как модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько отношения, атмосферу и систему человеческих ценностей. 3
Например, подход Л. И. Новиковой предполагает, что для сплочения коллектива важны не только требования и дисциплина, но и другие средства: общение, познание, игра и другие виды деятельности. 13 В её модели есть такие этапы развития коллектива: уровень сплочённости, этап превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и этап, на котором основной заботой коллектива становится адаптация социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого учащегося. 1
Также современные учёные, такие как Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л. И. Уманский, считают, что важнейшим качеством группы является уровень её социально-психологической зрелости. 1 Именно высокая степень зрелости превращает группу в качественно новую социальную единицу — коллектив. 1