Модель дефицита информации в науке подвергается критике по нескольким причинам:
Слабые эмпирические основы. cyberleninka.ru Модель имеет малую эффективность, её иерархичность и направленность «сверху вниз» подвергаются критике. cyberleninka.ru
Сомнение в базовых предпосылках. cyberleninka.ru Например, в том, что повышение «научной грамотности» автоматически приводит к снижению общественного недоверия. cyberleninka.ru Исследования показывают, что, напротив, уровень научной осведомлённости может приводить к завышенным ожиданиям от науки и впоследствии к возрастанию скепсиса. cyberleninka.ru
Игнорирование других факторов. en.wikipedia.org Модель дефицита игнорирует когнитивные, социальные и аффективные факторы, влияющие на формирование отношения и суждений человека к науке и технике. en.wikipedia.org
Отсутствие учёта интересов и потребностей граждан. cyberleninka.ru Критики считают, что улучшение общественного понимания науки невозможно без учёта интересов и потребностей граждан. cyberleninka.ru
Неэффективность стратегии трансляции знаний. cyberleninka.ru По мнению критиков, трансляция научных знаний по нисходящему потоку к пассивно воспринимающей и недостаточно информированной публике является неэффективной стратегией. cyberleninka.ru
Примеры полезных ответов Поиска с Алисой на вопросы из разных сфер. Вопросы сгенерированы нейросетью YandexGPT для актуальных тем, которые определяются на базе обобщённых запросов к Поиску с Алисой.