Младший школьный возраст считается сенситивным для развития мышления, потому что в этот период происходит активное развитие основных мыслительных операций. 2 Например, развитие анализа осуществляется от частичного к комплексному и далее к системному. 2 Аналитическая деятельность развивается от анализа отдельного предмета или явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. 2 Одновременно с развитием анализа происходит и развитие синтеза: от простого, суммирующего к более широкому и сложному. 2
В 9–10 лет происходит преобразование наглядно-образного, основного в младшем школьном возрасте, мышления в словесно-логическое, понятийное. 1 Это даёт возможность обучающимся концентрироваться не только на внешних признаках объектов, но и на более значимых — внутренних, рассуждать понятиями. 1
Также в младшем школьном возрасте происходит осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. 2