Методы воспитания не могут быть универсальными для всех педагогических ситуаций, потому что выбор метода зависит от многих факторов: 13
- Цели и содержание воспитания. 13 Например, в слаборазвитом коллективе необходимы чёткие требования, а в группе со здоровым общественным мнением и традициями уместны советы и индивидуальные беседы. 13
- Степень воспитанности воспитуемых. 3 Общие методы и общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная корректировка. 4
- Уровень развития межличностных отношений. 3 По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными. 4
- Авторитет и опыт воспитателя. 13 Совокупность выбираемых методов и техника их применения зависят от личности педагога, его культуры, возраста и пола, особенностей характера и темперамента. 3
- Возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых. 13 Существуют методы, которые невозможно применить в воспитании дошкольников, но они совершенно необходимы воспитателю подростков. 2
Таким образом, метод не терпит шаблона в применении, и воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приёмы. 4