Метод поперечных срезов менее информативен, чем продольное исследование, по нескольким причинам:
- Отсутствие прямой информации о процессах развития личности. 1 Поперечные исследования позволяют получить лишь усреднённые значения и не дают возможности выделить характерные подгруппы внутри исследуемой группы. 1
- Трудность в интерпретации различий в показателях у разных возрастных групп. 1 Метод не может ответить на вопрос, объясняются ли эти различия возрастом респондентов или принадлежностью к разным поколениям. 1
- Ограничение во времени действия результатов. 1 Результаты поперечного исследования действительны лишь на момент его проведения, их автоматический перенос на другие периоды времени остаётся под вопросом. 1
- Невозможность изучить индивидуальные различия. 4 Метод не даёт данных об изменениях, происходящих непосредственно на индивидуальном уровне. 4
Продольное (лонгитюдное) исследование, в свою очередь, предполагает изучение одного человека или группы людей в течение длительного времени. 2 Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки и фиксируют изменения в развитии личности. 2 С помощью этого метода можно проследить развитие группы одних и тех же людей, установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности, а также изучить тенденции развития, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. 2