Метод активного пересказа эффективнее простого заучивания по нескольким причинам:
- Активная мыслительная деятельность. 1 Для осмысленного запоминания важны такие процессы мышления, как выделение смысловых опорных пунктов, группировка материала, составление плана. 1
- Тренировка памяти. 24 Процесс пересказа требует запоминания и воспроизведения информации, что естественным образом тренирует как кратковременную, так и долговременную память. 2
- Развитие понимания прочитанного. 2 Чтобы пересказать текст, нужно его понять. 2 Это стимулирует развитие навыков анализа и синтеза информации, учит выделять главное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи. 2
- Развитие критического мышления. 2 В процессе человек учится анализировать информацию, отделять факты от мнений, выделять ключевые идеи. 2
- Развитие воображения. 2 Пересказывая истории, особенно художественные рассказы, человек учится представлять описываемые события, что способствует развитию воображения и креативности. 2
Исследование, проведённое в Университете Калифорнии, показало, что студенты, которые регулярно практиковали пересказ прочитанного материала, запоминали на 35% больше информации по сравнению с теми, кто просто перечитывал текст. 3