Возможно, критериально-ориентированные тесты начали развиваться позже нормативно-ориентированных, потому что нормативно-ориентированное тестирование развивалось раньше: к моменту появления идеи критериально-ориентированного тестирования (60-е годы) нормативно-ориентированное тестирование уже существовало более полувека. 12
Нормативно-ориентированные тесты предназначены для сравнения уровня подготовки испытуемых в определённой области, для этого используются нормативные или стандартные шкалы. 12 Критериально-ориентированные тесты, в свою очередь, позволяют оценивать уровень обученности испытуемого относительно некоторого критерия, например требований образовательного стандарта. 3
Кроме того, создатели критериально-ориентированных тестов должны подготовить более детализированную спецификацию содержания, чем составители нормативно-ориентированных тестов. 12