Восприятие консонанса и диссонанса как приятной и напряжённой музыки связано с физиологическими и психологическими особенностями этих интервалов. 13
Физиологически консонанс ощущается как мягкое звучание, а диссонанс — как заострённое, раздражающее, беспокойное. 13 Это связано с тем, что звуки консонанса как бы сливаются и образуют устойчивое звучание, не требующее разрешения. 2 Диссонансы же противоречат друг другу и не сливаются воедино, требуют разрешения, то есть перевода в консонанс. 2
Психологически консонанс представляется выражением опоры, покоя, а диссонанс — носителем напряжения, фактором движения. 13 В европейской многоголосной музыке плавный переход от диссонанса к консонансу воспринимается как спад напряжения, вызывает психическое удовлетворение. 3
При этом понятия «консонанс» и «диссонанс» не являются эстетически оценочными, их нельзя отождествлять с благозвучием и неблагозвучием. 1