Концепция «вещи в себе» стала центральной в критической философии Иммануила Канта, потому что она означает вещь со стороны тех её свойств, которые не зависят от человеческого восприятия и его специфических условий. 1
Понятие «вещь в себе» возникает у Канта как коррелят понятия явления: если предметы опыта в их пространственно-временной форме существуют только в человеческом восприятии, то одновременно мыслится нечто, что сохраняет своё бытие и помимо восприятия, то есть понятие «вещь в себе» (ноумен). 1
Тезис о непознаваемости «вещи в себе» выдвигается Кантом в «критический период» его философии в связи с исследованием априорного синтетического познания, которое возможно лишь в том случае, когда человеческие понятия содержат в себе условия возможности тех или иных предметов. 1 Вещи сами по себе не могут быть такими предметами, так что их априорное познание невозможно. 1
Разграничение явлений и вещей в себе имеет принципиальное значение в философии Канта: благодаря такому разграничению возможно решение антиномии чистого разума, объяснение возможности чистой математики и чистого естествознания, а также пояснение понятия свободы в мире причинности. 5