Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) стала популярной в американском образовании по нескольким причинам:
- Неудовлетворённость теориями материального и формального содержания образования. 1 На рубеже XIX и XX веков появилась теория дидактического прагматизма как ответ на эти теории. 1
- Акцент на интересах и деятельности детей. 2 В отличие от дидактического подхода классиков, который делал упор на возможностях школы и педагога, концепция прагматизма рассматривала интересы ребёнка как один из сильных факторов организации обучения. 2
- Сближение школы с жизнью. 4 Концепция предполагала использование в процессе обучения естественной активности, интересов и потребностей ребёнка. 4
- Цель воспитания личности. 3 В рамках прагматизма образование рассматривалось не как передача знаний, а как процесс воспитания личности, способной реально смотреть на мир, оценивать идущие в обществе процессы и адекватно оценивать свою роль. 3
На протяжении ряда десятилетий прагматическая педагогика выступала теоретической основой правительственной школьной политики в США. 5