Кластерный анализ не относится к интеллектуальным функциям, потому что это задача статистической обработки, а не интеллектуального анализа данных, как, например, поиск и описание скрытых, нетривиальных и практически полезных закономерностей. 14
Кластерный анализ предполагает разбиение заданной выборки объектов на подмножества (кластеры) так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. 4
Кроме того, решение задачи кластеризации неоднозначно, так как не существует однозначно наилучшего критерия качества кластеризации, число кластеров, как правило, неизвестно заранее, а результат существенно зависит от метрики, выбор которой также субъективен и определяется экспертом. 3
Таким образом, кластерный анализ относится к классу задач «обучения без учителя», так как размеченного набора данных или какой-то заведомо известной информации о нём не предоставляется. 5