Иммануил Кант считал, что мы не можем знать вещи сами по себе, потому что формы чувственности, взаимодействующие с объектами, видоизменяют их свойства. 3 Результат взаимодействия порождает явления, но они не открывают нам подлинного существования объектов внешнего мира. 3
Кант подчёркивал, что даже рациональные способности, такие как рассудок и разум, предназначены лишь для обработки материала явлений чувственной сферы и не могут выйти за её пределы. 3 Если же разум, оперирующий идеями и принципами, попытается всё же выйти в трансцендентные сферы, то он запутается в противоречиях. 3
Для обозначения пропасти между нашим представлением о вещи и вещью самой по себе Кант вводил понятие ноумена — результата несвойственного нам интеллектуального созерцания, в котором вещь могла бы предстать перед нами именно такой, как она есть на самом деле. 1