Избыточная информация на наглядных объектах может вредить обучению по нескольким причинам:
- Рассеивание внимания. 1 Избыточность иллюстративного компонента отвлекает учащихся от слежения за логикой учебного материала. 1
- Снижение познавательного интереса. 2 Концентрация внимания на внешних, случайных особенностях наглядного материала мешает исполнению дидактической задачи. 2
- Затруднение формирования понятий. 4 Чрезмерное увлечение наглядностью отвлекает учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему виду признаки. 4
- Формирование ошибочных обобщений и выводов. 4 Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала. 4
Чтобы избежать негативных последствий, необходимо использовать наглядные средства целенаправленно, отбирать только самое необходимое и чётко выделять главное при показе иллюстраций. 34