Индивидуальные психофизиологические особенности влияют на грамотность письма, потому что определяют сложность автоматизации графического навыка. 24
Некоторые факторы, которые влияют на грамотность письма и связаны с психофизиологическими особенностями:
- Уровень развития каллиграфических навыков. 1 При крупном почерке ученикам труднее усваивать орфографию, так как их глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы. 1 Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. 1
- Темп деятельности. 4 Неадекватный темп затрудняет автоматизацию навыков и не позволяет ребёнку эффективно организовать свою работу. 4
- Сформированность фонематического восприятия. 5 Если у ребёнка нарушено или не сформировано фонематическое восприятие, анализ и синтез, то неизбежны трудности при письме под диктовку, поскольку ребёнок не дифференцирует фонемы. 5
- Сложность распределения внимания. 13 Ученику сложно сосредоточиться на нескольких задачах одновременно, что приводит к ошибкам. 3
Таким образом, чем менее сформирован (автоматизирован) навык письма, тем больше возникает орфографических ошибок. 4