Нельзя однозначно сказать, почему формирующий эксперимент считается более эффективным методом обучения по сравнению с обучающим. Однако есть некоторые особенности формирующего эксперимента, которые могут делать его эффективным:
- Активное воздействие исследователя. 14 В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. 1 Со стороны исследователя необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. 1
- Возможность оптимизировать процесс обучения. 1 Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности. 2
- Сопоставление влияния различных обучающих программ. 2 Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых. 2
- Возможность находить наиболее рациональные приёмы в учебно-воспитательной работе. 3 Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. 3
Формирующий эксперимент требует высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям. 1