Энциклопедические знания не всегда способствуют развитию критического мышления, потому что в рамках образовательного процесса ученики получают информацию о каком-либо факте, явлении или правиле в готовом варианте, который не предполагает наличия разных точек зрения. 4 Учителя стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему. 4
Для критического мышления недостаточно только теоретических основ, полученных в процессе обучения. 4 Необходимы больший кругозор и глубина знаний, творческое воображение, а также точность, справедливость и эмоциональность. 4
Кроме того, применять критическое мышление постоянно довольно трудозатратно. 2 Ошибки возникают из-за усталости, невнимательности и желания быстрее принять решение, а ещё из-за недостатка доказательств или неверной аргументации. 2
Также мешает критическому мышлению зависимость от мнения большинства. 2 Игнорировать то, что думают другие, непросто, а на действие наперекор другим мозг реагирует как на ошибку, если его не подкреплять вескими аргументами. 2