Эмпедокл не признавал неподвижность и единство первоэлементов как основу мироздания, потому что считал, что объяснить видимые явления природы только существованием четырёх «корней» (огня, воздуха, воды и земли) невозможно. 1
Философ утверждал, что для объяснения происхождения всех вещей природного мира необходимо допустить существование двух противоположных движущих сил. 1 Эти силы приводят элементы в движение: они либо соединяются, сближаются, либо, наоборот, разъединяются, удаляются друг от друга. 1
Согласно Эмпедоклу, когда господствует Любовь, в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. 2 Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. 2
Таким образом, мировой процесс, по Эмпедоклу, состоит из повторяющихся циклов: господство Любви и Вражды разделяется переходными периодами. 2