Эффект Зейгарник может быть полезен в образовательной сфере, потому что он помогает лучше запоминать незавершённые задачи. 3 Это происходит из-за того, что незавершённые действия создают в сознании напряжение, которое стремится к разрешению. 3 Мозг продолжает обрабатывать информацию о незавершённой задаче, удерживая её в памяти. 3
Несколько способов использовать эффект Зейгарник в учёбе:
- Не использовать понятие «пройденный материал». 2 Такое восприятие изученной темы даёт установку, что к ней нет необходимости возвращаться, а это приводит к забыванию информации. 2
- Не изучать объёмную тему за один раз. 2 Если на следующем занятии продолжить начатую ранее тему, ученики лучше запоминают материал предыдущей лекции. 2
- Делать осознанные перерывы при изучении нового материала в наиболее интересных или на сложных моментах. 3 Это создаст эффект незавершённости, и мозг будет продолжать обрабатывать информацию даже во время отдыха. 3
- Чередовать разные предметы и темы. 3 Не зацикливаться на одном предмете до полного изнеможения, а переходить к изучению другого материала, оставляя предыдущий немного «незавершённым». 3 Это поможет удержать интерес и улучшит общее запоминание по всем изучаемым предметам. 3
- Использовать незавершённые вопросы. 3 Составлять для себя вопросы по теме, на которые пока нет полного ответа. 3 Попытаться ответить на них хотя бы частично, а потом оставить на время. 3 Позже вернуться к этим вопросам — ответы придут легче, а материал усвоится глубже. 3
Однако стоит учитывать, что эффект Зейгарник не является универсальным и имеет свои ограничения. 3