Эффект плато при переходе с уровня B1 на B2 может возникать по нескольким причинам:
- Изменение контекста. 1 На уровне B1 изучающий уже неплохо владеет грамматикой, может использовать основные времена, строить понятные предложения, объяснять свои мысли. 1 Это даёт ощущение стабильности, особенно в тестовых заданиях или в подготовленных диалогах. 1 Но как только контекст становится менее предсказуемым, становится очень сложно: внезапно не хватает слов, фразы обрываются на полуслове, в голове не находятся нужные конструкции, чтобы продолжить. 1
- Необходимость в гибкости мышления и речи. 1 Уровень B2 предполагает не просто более широкий словарный запас, но и способность поддерживать диалог, даже если тема незнакома, переходить от одного сюжета к другому, реагировать на неожиданные вопросы, подстраиваться под собеседника. 1
- Иллюзия беглости. 2 Учащемуся кажется, что он может комфортно общаться, но он знает, что чего-то не хватает. 2 Этот эффект плато часто возникает, когда учащиеся придерживаются привычных, повседневных тем. 2
- Эффект горизонта. 2 На высоких уровнях огромное количество лексики и сложных грамматических структур может быть подавляющим. 2 Каждый раз, когда учащийся продвигается вперёд, горизонт того, что ещё предстоит выучить, тоже расширяется. 2
Чтобы преодолеть эффект плато, важно выходить за пределы своей зоны комфорта, практиковаться в обсуждении абстрактных идей, спорить, высказывать мнения, говорить о незнакомых темах. 2