Дидактические игры считаются эффективным средством формирования произвольного поведения, потому что они помогают детям осознать себя и своё поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения. 23
Несколько причин, почему дидактические игры способствуют развитию произвольности:
- Совместный характер игр. 14 Педагог побуждает ребёнка к соблюдению правил, что способствует сознательному управлению своими действиями. 14
- Наглядность правил. 4 Правила связаны с определёнными движениями, поэтому необходимость их выполнения и сам факт выполнения (или невыполнения) становятся очевидными. 4
- Элементы соревнования. 23 Наиболее эффективной формой развития произвольного внимания дошкольников считаются игры, где есть элементы соревнования. 2
- Выбор способа определения очерёдности. 2 Если способ определения очерёдности в игре выбирают сами дети (жребий, считалка и т. д.), то дети признают справедливость такого распределения и чувствуют большую ответственность за соблюдение этого правила. 2
Таким образом, дидактические игры помогают формировать у детей навыки и привычки организованного поведения, умение действовать по инструкции, способность без посторонней помощи взаимодействовать со сверстниками. 2