Детям сложно усвоить абстрактные временные понятия, такие как последовательность и периодичность событий, по нескольким причинам:
- Отсутствие наглядных форм. 13 Время не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определённым временем, или через чередование каких-то постоянных явлений. 13
- Условный характер словесных обозначений. 4 Любое выделение единиц времени носит условный характер. 4 Например, то, что было «завтра», становится после ночи «сегодня», а через сутки — «вчера». 25
- Субъективные факторы. 25 Восприятие времени легко искажается заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлечённость). 25
- Недостаток жизненного опыта. 1 Названия интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как ещё не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. 1
Для формирования более чётких представлений о времени необходимо знакомить детей с единицами измерения времени в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени служит основанием для ознакомления со следующими. 13