Дети дошкольного возраста склонны переоценивать и недооценивать время по нескольким причинам:
- Несформированность механизмов познания времени. 1 Дети долго не понимают, что время существует объективно и не зависит от сознания, воли или действий людей. 1 Они считают, что временем можно произвольно управлять, менять его ход. 1
- Особенности детского мышления и познавательной деятельности. 1 Например, представления о длительности событий не отделяются от самих событий или свойств объектов, которые дети исследуют. 4 Например, действия с более тяжёлым предметом оцениваются ими как более длительные, чем действия с более лёгким. 4
- Небольшой опыт проживания ребёнком жизни во времени. 1 У детей слабо развито «чувство времени». 1 Без специального обучения они не умеют определять время по часам. 1
- Влияние содержания деятельности. 2 Время, заполненное многообразными событиями, богатое по содержанию, протекает обычно незаметно, и оценка его длительности оказывается менее реальной. 2 И наоборот, чем однообразнее течение времени, чем беднее его содержание, тем более «тягучим» оно кажется, и оценка его длительности становится большей в сравнении с реальной. 2
- Эмоциональная окраска стимула. 4 Например, при наблюдении за лицом, выражающим гнев и страх, время переоценивается. 4
Считается, что сложности оценки времени у детей объясняются недостаточным развитием внимания и регуляторных функций в детском возрасте. 4