Анаксимандр считается первым философом, который отказался от стихийного первоначала, потому что он предположил, что первоначалом мира не может быть ни одна известная стихия или природное явление. 3
Философ выдвинул идею особой первоматерии — некогого абстрактного, неопределённого, вечного и беспредельного природного начала, которое назвал апейроном. 4 Апейрон изначально содержит в себе все противоположности, которые выделяются из него вследствие вечного движения, образуя весь существующий мир. 4
Таким образом, в отличие от других философов древности, которые связывали первоначало с определёнными стихиями (например, Фалес считал первоначалом всего сущего воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь), Анаксимандр понимал первоначало как бесконечную, неограниченную исконную массу, не подчинённую ни старению, ни распаду. 2