Список профессий в системе профессионального образования формируется на основе различных принципов, среди которых:
- Востребованность на рынке труда. 1 В список включают профессии, которые востребованы в настоящее время и будут востребованы в будущем. 1 Для этого анализируют тенденции развития секторов экономики, предложения работодателей и профессиональных сообществ. 1
- Перспективность. 1 В список включают новые профессии, которые связаны с появлением принципиально новых технологий и производственных процессов. 1 Также учитывают прогнозируемый рост занятости по профессии в долгосрочной перспективе. 1
- Эволюционируемость. 1 В список включают профессии, трудовые функции по которым будут меняться в среднесрочной перспективе в связи с обновлением техники, технологий и организации труда. 1
- Ключевые профессии для сектора экономики. 1 При формировании списка учитывают профессии, которые являются ключевыми для активно развивающегося сектора экономики. 1
- Принадлежность к области профессиональной деятельности. 2 Различие в областях профессиональной деятельности выступает критерием, определяющим различия профессий или их сходство. 2
- Уровень квалификации. 2 Классификация профессий по уровню квалификации обеспечивает «привязку» национальной системы квалификаций и системы образования. 2
Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки формируются и пересматриваются Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с актуальными и перспективными потребностями в кадрах общества и государства. 35