Обучение по принуждению предполагает, что ученик обязан внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять задания и отвечать. 1 Если он не хочет действовать подобным образом, педагог может применить санкции и специальные меры принуждения, среди которых важную роль играют отметки. 1
Формы принуждения в воспитательном процессе:
Обучение без принуждения возможно, если стимулом к нему будет интерес к познанию нового и самому процессу обучения. 4 Этому способствуют создание ситуации успеха на занятии, доброжелательность, высокая мотивация, реальная помощь со стороны педагога в продвижении к успеху. 4 Например, эффективным средством обучения является игра, в которую дети вступают добровольно и могут проявить и развить свои знания, умения, способности. 4 Также к формам обучения без принуждения относят занятия в кружках, секциях, клубах по интересам, где основной движущей силой является интерес и самореализация в какой-либо области. 4 Ещё один вид обучения без принуждения — самостоятельное развитие своего хобби, увлечения, когда стимулом является постоянный интерес, стремление, желание, поиск чего-то нового. 4
Выбор метода обучения зависит от конкретных условий и целей образовательного процесса.