Некоторые идеи Н. Ф. Талызиной, которые могут быть реализованы на уроках русского языка и литературы:
- Организация познавательной деятельности школьников. 1 Главное внимание в деятельностной теории учения Талызиной уделяется этому процессу. 1 Например, можно использовать методику формирования логического действия подведения под понятие, когда ученики под руководством педагога изучают необходимые и достаточные условия, устанавливают различия между ними, выделяют существенные признаки в изучаемых понятиях. 1
- Освоение общих приёмов познавательной деятельности. 1 К ним относятся планирование деятельности, операции контроля и выделение главной мысли текста. 1
- Демонстрация и освоение отношений между родовыми и видовыми понятиями. 1 В рамках каждого изучаемого предмета на разборе конкретных примеров можно уяснить, что видовое понятие обязательно обладает всеми свойствами родового. 1
- Использование поэтапного контроля. 3 Он нужен для того, чтобы ученик мог осмысленно отнестись к каждой своей пробе, оценить, проанализировать её с нарастающей самостоятельностью. 3