Классификация речевых нарушений на основе психолого-лингвистических критериев включает следующие критерии: 12
- Нарушения формы речи (устной или письменной). 12
- Нарушения вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной речи — нарушение говорения или слушания, для письменной речи — нарушение письма или чтения. 1
- Нарушения этапа (звена) порождения или восприятия речи применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму). 1
- Нарушения операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи. 1
- Нарушения средств оформления высказывания. 1 Здесь важно разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц. 1
На основе этих критериев выделяют, например, такие группы речевых нарушений: нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи) и нарушения в применении средств общения (заикание). 14