Концепция инклюзивного образования базируется на ряде философских принципов, среди которых:
- Экзистенциализм. 14 Философия ставит во главу угла уникальность каждого человека, его свободу выбора и ответственность за свою жизнь. 4 В контексте инклюзивного образования это означает признание неповторимости каждого ребёнка, независимо от его способностей или особенностей. 4
- Прагматизм. 4 Философия фокусируется на практической пользе знаний и опыта. 4 В инклюзивном образовании это проявляется в стремлении создать такую среду, которая будет максимально полезна для каждого ученика, помогая ему развивать навыки, необходимые для жизни в обществе. 4
- Постмодернизм. 14 Философия ставит под сомнение единые, универсальные истины и подчёркивает многообразие точек зрения. 4 В инклюзивном образовании это означает отказ от идеи «нормального» ребёнка и признание ценности разнообразия. 4
- Феноменология. 4 Философия изучает субъективный опыт человека, его восприятие мира. 4 В контексте инклюзивного образования это означает, что образование должно учитывать индивидуальный опыт каждого ребёнка, его уникальную перспективу. 4
- Аксиологический подход. 5 Философия базируется на представлениях о ценности свободы, равных правах, признании человеческого достоинства. 5
Также в основе инклюзивного образования лежит гуманистическая ценность, согласно которой каждый человек имеет право на полноценную реализацию, вне зависимости от его физических или психологических ограничений. 2